на главную

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 16. ВЕРОЯТНОСТЬ - ДЕЛО ТОНКОЕ (продолжение)

Весьма неглупый человек в незаконченном (меня забанили) споре со мной сказал: нет и быть не может никакой объективной вероятности, все зависит от того, сколько кому известно, т.е. все субъективно. Как ни странно, он прав и я тоже права. Я быстренько приведу вам пример и вы все поймете.

Вот есть мешок с яблоками, хорошими и не очень, все тщательно перемешано. Сначала один простой гражданин сует туда руку и достает яблоко, а мы фиксируем процент (вероятность) хороших - оказывается, что он (она) стремится к проценту хороших яблок в мешке, вполне конкретному, вполне объективному числу. Но вот нашелся непростой гражданин, который знает, что хорошие всегда тверже - и на тебе: для него и процент больше и вообще непонятно какой объективности отвечает этот процент!

В таких случаях всегда нужно вспоминать, что вероятность есть Троица - Опыт, Случайное Событие, Повторения. Выше у нас были две истории, в каждой были повторения, в каждой было одно и то же событие (хорошее яблоко) - тогда у нас непременно были разные опыты! - вот сюда и надо рыть.

И действительно, в первой истории опыт состоял в том, чтобы нащупать яблоко и вытянуть его. А вот во второй истории опыт был существенно иной: нащупать яблоко, прощупать его, провести классификацию согласно своей субъективной чуйке и лишь в случае "да" вытянуть, иначе щупать иное яблоко. Если серии опытов различаются, то абсолютно нет ничего удивительного, что и вероятности разные, это просто у нас в головах перекос внимания в какую-то одну точку из Троицы (как и для святой Троицы).

Но многие читатели могут завестись: а где же тогда объективность вероятности, если она зависит от субъективной чуйки?! А объективность в том, что для каждой чуйки при повторениях будет стремление к некому числу, одному и тому же! И это число не чуйкой определяется как таковой, а контролируемыми условиями, которые и формируют нам Опыт - достаточно заменить непростого гражданина прощупывающим автоматом (с соответствующей настройкой), чтобы понять о чем я толкую - если вы меняете Опыт, то у вас поменяется и вероятность, но она будет! при Повторениях она вылезет! одним и тем же числом! Если представить себе, что все-все условия Опыта под контролем, то при Повторениях всегда будет одно и то же (мы не смотрим квантовые эффекты), тогда нет Случайности и вероятность строго 1 или 0.

Но даже если не все-все условия в нашей власти, но Событие не есть случайное (монетка упадет), то тоже вероятность 1 или 0. Т.е. надо помнить, что каждое из Троицы непростое, не только Опыт, вот Событие должно быть случайным, а еще Повторения должны быть бесконечными... Надеюсь, что суть вы ухватили (полезно перечитать первые разделы Образовательного).


Tania V. 25.11.2021


P.S.
Но особо настойчивый может упереться: если разные человеки будут определять разные Опыты, а потому и разные вероятности, то вот вам и субъективность полным ходом! Это легко отфутболить: ну есть какой-то мозг, чем он отличается от продвинутого автомата? те же атомы суетятся..., т.е. есть нечто вполне объективное - это для самого мозга он не есть объект, а для всех прочих, для Вселенной никакой особой разницы между мозгом и прочими материями не существует. Ну да эти объекты (мозги) могут быть очень разными, ну и что? фильтры тоже бывают очень разными. Объективное - это когда при повторении тех же условий получаются те же результаты для любого экспериментатора - если одним из условий является использование какого-то конкретного гражданина, то это не говорит о какой-то там субъективности. Еще товарищ Сталин это четко понимал: "совершенно неважно, кто и как будет в партии голосовать, но вот что чрезвычайно важно - это кто и как будет считать голоса".